Онлайн-торговля в России #2: покупки со смартфонов
На днях Яндекс опубликовал свежее исследование на тему онлайн-покупок с мобильных устройств в 2016 году. Интересные факты:
- 72% тех, кто использовал смартфон для выбора товара, также совершали с него покупки.
- Push-уведомления c просьбами оценить магазин / товар или оставить отзыв вызывают негатив и желание отписаться от рассылок.
- Push-уведомления со «статусом доставки» и «информацией о заказе» готовы получать более 75% покупателей.
- Существенная доля (41%) «вынужденных» покупок со смартфона (когда pc нет рядом) — только в старшей возрастной группе. Большинство покупает со смартфона, потому что это удобно.
Полная версия исследования доступна на Slideshare. В ней больше интересного.
Покупатели
По данным GfK Rus на осень 2016 года, 36% пользователей делали покупки в интернет-магазинах. При этом примерно треть из них, согласно опросу 2015 года, имеют опыт покупок со смартфона. И ещё больше людей используют мобильный для выбора товаров.
В нынешнем исследовании изучались как раз такие онлайн-покупатели — уже выбиравшие товар со смартфона. Для этой группы людей мобильный телефон — это привычное средство выхода в интернет. Им пользуются не потому, что нет доступа к стационарному компьютеру. 92% опрошенных заявили, что почти каждый день заходят в интернет с мобильного из дома.
Для 58% опрошенных интернет-шопинг со смартфона — это регулярное ежедневное занятие, своего рода развлечение, даже более популярное, чем игры или просмотр фильмов.
Выбор и заказ товара
При выборе товара смартфон используют наравне с компьютером или ноутбуком. Однако для детального выбора и сравнения нескольких моделей компьютеры пока используют чаще.
Товары со смартфона выбирают как дома, так и находясь в других местах: 70% опрошенных заявили, что им случалось искать товары с телефона из дома, и 83% респондентов сказали, что выбирали товары со смартфона вне дома.
Из тех, кто использует смартфон для выбора товара, большинство — 72% — также имеет опыт оформления заказа с телефона. Причём, как показывает исследование, доля тех, кто уже покупал со смартфона, больше среди женщин и жителей городов среднего размера. Таких людей также больше среди владельцев мобильных с большим экраном.
Категории товаров
На этапе выбора товара люди охотнее используют смартфон, чем при оформлении заказа. Чем дороже товар, тем ниже вероятность, что заказывать его будут с мобильного. При этом даже в самых дорогих сегментах доля покупавших со смартфонов уже достигла 20%.
Судя по статистике, люди чаще оформляют заказ со смартфона в привычных для себя категориях, в которых они часто совершают покупки. Например, женщины заметно больше, чем мужчины, покупают через интернет одежду и косметику. И в этих категориях женщины чаще мужчин покупают со смартфонов.
Более «мужские» категории товаров — это электроника и автозапчасти. В этих категориях мужчины чаще, чем женщины, оформляют заказ со смартфона.
Пуш-уведомления
Пуш-уведомления интернет-магазинов получали 81% онлайн-покупателей. Чаще всего это были извещения о проходящих акциях и специальных предложениях.
Восприятие уведомлений зависит от их содержания. Информацию о статусе заказа и доставке покупатели воспринимают позитивно. Наибольшее неприятие вызывают просьбы оценить магазин или товар. 27% получавших подобные уведомления сказали, что они вызывают у них раздражение. И больше половины респондентов заявили, что не хотели бы получать подобные сообщения.